Московская музыкальная свобода — 2018

Не за горами новый Leo Festival in Russia. Сегодня у нас «предварительная подготовка» к встрече мастеров свободной музыки. Слушаем героев прежных фестов — альбомы обзора объединяет саксофон москвича Алексея Круглова. Но и сама Москва, оказывается, присутствует на каждой записи. Это, скорее всего, случайность, но не заметить её было бы странно.

The Clarinet Trio Plus Alexey Kruglov «Live in Moscow» (Leo Records, 2017)
Живой альбом союза музыкантов, в который входят три немецких кларнетиста, три весёлых друга — Юрген Купке, Михаэль Тайке и Гебхард Ульманн, а с середины трек-листа к ним присоединяется русский саксофонист Алексей Круглов. Альбом интернационален и в других других нюансах – концерт необычного ансамбля записан в Москве, а издан в Англии. Релиз приурочен к 60-летию лидера бэнда — Ульманна и посвящен памяти продюсерам Вальтера Квинтуса.
Пятый альбом трио, регулярно записывающегося у Лео Фейгина — царство коллективной импровизации. Коллабораторы, кажется, порой имитируют несуществующих птиц, в теме «Blaues Viertel» намекают на блюзовыую романтику, в «Seven 9-8» дают волю экспрессии, а в «Animalische Stimmen» откровеннно хихиют. Ассоциации с Москвой находят выход в оформлении – на обложку вынесена картина Аполлинария Васнецова «Всехсвятский каменный мост». Альбом — один из самых причудливых и ярких результатов содружества мастеров фри двух стран.

Gebhard Ullmann & Alexey Kruglov «Moscow — Berlin» (Fancymusic, 2017)
Российско-германский проект представляет альбом с восхитительным отсутствием концепции. Начало записи парадоксально – дуэт двух знатных саксофонных фантазёров – Алексея Круглова и Гебхарда Уотманна — вроде бы не оставляет места для поиска связей, мостов и тоннелей. Музыканты каждый — за себя, но у них, будто случайно, получается совместный звук, совместный трип, дух и смысл.
Но это оказывается дальнейшим освоением русской специфики кларнетисом Гебхардом Ульманном, который украшал плей-лист одного из Leo Records Festival in Russia. Он ищет и находит пути, соединяющий музыкантов разных стран и связь импровизаторов во фри-композициях, особенно, когда они не торопятся, оказывается прочной и сильной.
Запоминаются мрачные аккорды бас-кларнета Ульманна. Внезапным звучит «Conversation», известный марш Круглова, который в этой записи будто искажается, изгибается, как в кривом зеркале. При полной свободе звука, альбом оказывается сосредоточенным и углублённым – и это новая точка связи музыкальных интеллектов.

Алексей Круглов & Александр Рагазанов «На пути к согласию» (SoLyd Records, 2016)
Музыкаты сразу «бросаются в бой», но поединком, соперничестовм альбом назвать не получается. Потоки импровизаций словно направлены в одну сторону, солидарны. Это музыкальное «путешествие из Петербурга в Москву» и обратно. великий литературный мем – «согласие есть продукт непротивления сторон» для этого альбома подходит совершенно. О боевых действиях речь не идёт, очевидное противостояние духовых Круглова и перкуссионных Рагазанова музыканты преодолевают вместе.
Дуэт интересен сочетанием манер – питерский барабанщик Рагазанов играет фри, этническую музыку, фьюжн. Он играл с легендами — от великой рок-группы «Россияне» до фьюжн виртуоза Юзефа Скржека (East Wind, SBB), с Сергеем Курёхиным, Вячеславом Гайворонским, Николаем Рубановым (Аукцыон). Москвич Круглов – лидер отечественной свободной музыки, записывался со многими суперзвзёздами. Не впервые он играет и с Рагазановым. Алексей активно использует нестандартные звучания, препарированные духовые – благодаря этому, на равных соревнуется с барабанами в создании нойз-атмосферы.
Музыканты не успокаиваются до самого финала альбома, их согласие складывается в динамике, инструментальной и исполнительской свободе. Они не ищут ссоры, а ведут бурные и творческие беседы. Это соответствует и истории создания альбома, московский издатель Андрей Гаврилов не торопил музыкантов и дождался, когда они найдут свой оригинальный Путь.

Luca Sisera Roofer Feat. Alexey Kruglov «Moscow Files» (Leo Records, 2017)
Креативные аккорды контрабаса начинают альбом и ведут слушателя дальше – в хитросплетения фортепианных и духовых, которые не очень то стремятся соответствовать традициям звукоизвлечения. Швейцарский ансамбль Luca Sisera ROOFER – бэнд басиста Луки Сисера играет музыку свободную, нервную и активную. Альбом дарит ту самую импровизацию без границ, по которой иногда приходится скучать. При этом, напористость не всегда главное качество группы, музыканты нередко словно впадают в неторопливый транс, который всё же заканчивается коллективной звуковой атакой.
Играют: Майкл Джагер, тенор-саксофон; Мавра Twerenbold, тромбон; Ив Тейлер, фортепиано; Мичи Штульц, барабаны; Лука Сисера, бас; Алексей Круглов, альт-саксофон. Тут всё началось также с Leo Fest’a в России, на котором играл ансамбль, и восприятие музыки поднимается на новую ступень, когда понимаешь, что названиями треков альбома являются палиндромы, сочинённые Алексеем Кругловым — мастером этого жанра и одним из организаторов фестиваля. Отличная разноплановая импровизация, записанная группой в студии между концертами во время гастролей в России.