Андрей Рогаткин – московский музыкант. Он работает над своими песнями почти в одиночку и, вроде бы, без особых амбиций. Думаю, многие не подозревают о существовании этого парня – и совершенно напрасно. Небольшая дискография (три релиза) и нечастые концерты Андрея Рогаткина крайне интересны, и я однозначно рекомендую при случае с ними ознакомиться. Ну а пока – короткий рассказ о песнях Андрея, которые можно услышать в записи.
Дебютный альбом “Пустой урок” (2018), как часто бывает, обозначил пунктиром все основные поэтические и мелодические особенности песен Андрея – идеи, темы, динамику. Несмотря на лаконичную форму (гитара+вокал), песни слушаются гармонично и стильно – главным образом, за счёт строгой ритмической сетки, над которой парит такой же ритмически и тонально выверенный голос – холодный и отстранённый, несмотря на эмоциональные сюжеты. Первая же песня альбома, “Пойдём” – песня-состояние, песня-созерцание, милая любовная лирика с чётким ритмом – служит образцом стиля и отлично годится на роль основного хита. Вторая композиция “Шапито-шоу”, насколько я заметил, весьма ценится автором, но лично для меня менее интересна, так как её сюжет строится вокруг идеи, что сначала мы играем свои роли, а потом сжигаем “Шапито-шоу”. Можно было бы и пооригинальнее, ну да ладно.
Остальные песни альбома лишены явно выраженной хитовости и попадают в категорию, которая обычно называется “раннее творчество автора”. Большинство из них рассказывает, как автор, защишая свою принципиальную асоциальность, пытается сохранить прекрасный внутренний мир. Однако, посередине альбома вдруг звучит настоящий манифест – песня “Слово” с поистине эпохальной перекличкой фраз “Эхо твоих нот идёт на тебя войной” и “Смыслы твоих слов идут на тебя войной”. Безусловно, речь идёт о болезненной, психотерапевтической исповедальности поэзии, и что после произнесения слово становится не просто ложью, а товаром. Причём, этой песне Андрей чётко декларирует материальность Слова: для него поэзия не просто метод познания мира, она тактильна, её можно потрогать (та же идея проскальзывает и в других песнях). Возможно, поэтому во многих песнях так важны фон, настроение – актуальное эмоциональное и физическое состояние автора. Правда, немного смущает, что по большей части это состояние несколько пассивное. Но мы же знаем, что даже лежание на диване, как в песне “Это пройдёт”, способствует созерцательности – дух дышит, где хочет.
На этой базе можно строить любой мир, но Андрей выбирает путь предельной романтичности. Его лирический герой верит в судьбу и чудеса, качаясь на эмоциональных качелях от романтической влюблённости и обожания до чувства безнадёжности и фатализма. Если в первых песнях были попытки прикоснуться к каким-то другим идеям, то потом они были безжалостно отметены: автор предпочёл сконцентрироваться на главном, внеся существенные коррективы в концепцию.
Второй альбом, пафосно названный “Навстречу судьбе” (2020), отличается от первого во многих отношениях – и, в основном, в лучшую сторону. Смысловая нагрузка текстов стала более конкретной и приобрела более лаконичную форму. Музыка, наоборот, обросла звучными аранжировками. Несмотря на обилие электроники, стилистически это всё-таки гитарный рок, напрямую наследующий стилистике “Пустого урока”. Характерные черты вокала относительно первого альбома не поменялись, но стали лучше сочетаться с инструменталом. Пожалуй, единственный недостаток альбома – это слишком навязчивое следование магистральной теме: слово “судьба” присутствует здесь чуть ли не во всех песнях.
Андрей склонен начинать свои альбомы с позитивных драйвовых композиций, а потом ставить нечто меланхоличное. В данном случае такую пару составили две отличные песни – “Ветер сквозит” и “Серое небо”. Вторую из них, наряду с “Пойдём” и “Нет другой судьбы”, я считаю лучшей в творчестве Андрея. Здесь место рефлексии занимает мелкая штриховка, выполннная не столько метафорическими средствами, сколько визуальными образами. “Двадцать девятая осень”, “Москва, дворы, метро, и где бы я ни был с тобой” в трактовке Андрея – это единство психологического состояния, пейзажа и заключённой в них мистической предопределённости. Чёткая, убедительная картинка.
Далее на альбоме друг за другом следует пять довольно ровных лирических композиций, из которых слегка выделяются по динамике “Знаешь” и “Будние дни”. Заканчивается альбом “программной” песней “Нет другой судьбы”, в которой философия борьбы “природы человека и его души” сформулирована в чистом виде – со всем присущим ей драматизмом. Удачный и сильный финал.
К моменту выхода “Навстречу судьбе” я слышал некоторые песни Андрея вживую и был знаком с “Пустым уроком”. Слушая новый альбом впервые, я воспринял его как абсолютно взрослую, серьёзную работу, которую будет сложно превзойти. В принципе, так и получилось. Третий релиз, состоящий всего из трёх песен, “Налегке” (2022), показался мне проигрышным как по форме, так и по содержанию.
Альбом и впрям соответствует названию: он облегчён буквально во всём. Музыкальная стилистика мигрировала от гитар к электронным поп-обработкам, в которых не угадывается ничего от изящества первых двух альбомов (вероятно, на это повлияла смена студии и аранжировщика). В текстах песен не появилось новых идей, а старые представлены упрощённо, словно это спецверсия того же самого “Навстречу судьбе”, переведённая на язык какой-то другой, непритязательной аудитории. Скажем, я бы не удивился, услышав эти песни на попсовой радиостанции, но проблема в том, что там бы они попросту потерялись. Из трёх композиций наиболее хитово звучит песня “Малышка”, хотя лично я бы предпочёл услышать в её музыкальном обрамлении не попсы, а чего-то наподобие рэгги.
Нет сомнений, что это промежуточная остановка. Посмотрим, что будет дальше!
Сообщество Андрея Рогаткина: https://vk.com/rogatkinandrey
Андрей Рогаткин на Яндекс.Музыке: https://music.yandex.ru/artist/10187875
Comments are closed