Интервью у участников фестиваля «Большой бадабумс» 29.04.2023

Вообще, весь панк-рок — это такой большой прикол…

Дездемон Сидоров

В конце апреля в московском клубе «Бульдог бар» прошел небольшой фестиваль «Большой бадабумс». Делал его Дездемон Сидоров. Нет, ни к чему он не приурочен, просто Дез решил собрать своих друзей из Москвы и даже Смоленска. Видимо, прокачивает навыки организатора под хорошее апокалиптическое настроение. Для него это просто большая музыкальная посиделка, для остальных же — прям фестиваль-фестиваль.

Публика собралась довольно обычная, тусовочная, которую можно встретить, например, в «Археологии». Много знакомых лиц, не обязательно даже со всеми знакомиться — достаточно пересечься на следующем концерте. Принцип большой семьи.

Однако с самыми значимыми лицами — с участниками и некоторыми гостями дездемоновской встречи важно не просто познакомиться, но и пообщаться. Что мы и сделали.

Джон Кудрявцев: наш проект «Серп и Молот» — на основе соцарта, творчества эстрадных музыкантов и поэтов ОБЭРИУТов

[Справка: Джон Кудрявцев лидер группы «Отряд Джона в окружении» и проекта «Серп и Молот», издает сборники песен «Сборник актуальной музыки НЕ ЖДАЛИ?! Диверсия!»]

Корр.: Привет. Как тебе концерт?

Д. К.: Все отлично! Хорошая атмосфера, хороший концерт, хороший звук, хорошие люди. Небольшой клуб, но уютно, все здорово! Нас пригласил Дездемон. Мы долго не выступали, потому что у нас были проблемы с основным составом «Отряда Джона в окружении», но мы сейчас выступаем как проект «Серп и Молот» и будем в этом духе продолжать.

Корр.: На сцене был ты и гитарист…

Д. К.: Ну он, кстати, не гитарист, а мультиинструменталист, звукорежиссер и главный по звуку — Алексей «Гризли» Грызлов. Мы сейчас вдвоем, поэтому мобильны и можем везде выступать. Вот буквально после нашего сета нас пригласили осенью отыграть с большой программой квартирник.

Сейчас работаем над записью второго альбома проекта, мне сейчас даже так больше интересно, потому что он такой веселый, безбашенный и как раз на основе всего того соцарта и разных фрагментов творчества эстрадных музыкантов, рок-групп, поэтов-обэриутов… И все мы перемешиваем, такой получается калейдоскоп. В нашей концертной программе есть песни и с моего главного проекта «Отряд Джона в окружении», мы все обработали в одном стиле, чтобы все звучало монолитно, динамично и ненавязчиво.

Песни выстроили в определенном порядке: сначала песня энергичная, потом задумчивая, дальше безбашенная, следующая психоделическая, а затем песня обо всем и ни о чем… Такой вот винегрет! Вот так вот.

Корр.: Как ты написал песню, в которой ты перечисляешь алкогольные напитки?

Д. К.: А я давно об этом думал, у нас целый цикл таких песен в «Серпе и Молоте»: мы все перечисляем там. Есть песня про скорую помощь: мы там болезни всякие перечисляем, есть песня про деньги — я там перечисляю всякую валюту. Ну это просто ход, я даже не знаю, как это назвать. Такой свой стиль у проекта.

Корр.: Почему ты в этой песне, которая про водку, не упомянул, например, немировскую?

Д. К.: Я старался перебирать напитки как бы из моего детства и новые, современные, не хочу туда втыкать.

Корр.: Летом у тебя будут выступления?

Д. К.: Я пока еще не буду ничего говорить, но хочу «Гризли» пригласить на Кавказ. Хотим посетить Владикавказ, Ессентуки, Пятигорск, в котором, кстати, живет Сергей «Чудо» Зубарев.

Я знаю его хорошо уже 20 лет точно! Я с ним выступал и в Армавире, и в Пятигорске — и где только ни пересекались. Он рок-бард, ему надо только перешагнуть такой рубеж: он застоялся там, в Пятигорске, у себя, что-то, видимо, его держит. Ведь он приезжает на фестивали, но он уже давно их перерос, он очень хороший рок-бард, хорошего уровня. Не хочу сравнивать — он сам знает, чего он стоит. Ему надо рваться куда-то в мегаполисы, в центр.

И вот, в общем, когда мы поедем с «Гризли» на Кавказ, я могу там договориться о своих небольших концертах, не стадионных, а вот таких, клубных. У меня есть связи и на КавМинВодах, и в Нальчике, и во Владикавказе есть. Придет 30 человек — чему я буду рад! Просто так же, как сейчас, — повидаться, по фотографироваться, попеть, по обниматься там, вспомнить что-то.

Иван Чарушин: иногда мы исполняем песни на стихи Ольги Горпенко, но они живут уже своей жизнью

[Справка: Иван Чарушин, лидер группы «Дисфория», «Атропиновый кролик»]

Корр.: Как тебе сегодняшний концерт?

И. Ч.: Замечательно! Дездемон, вообще, очень классный организатор, все очень четко, как всегда, интересный состав. Наконец-то я услышал «Карамазов драмс», давно мечтал вживую услышать, и сегодня мечта моя исполнилась.

Корр.: Как тебе звук в этом баре?

И. Ч.: Сегодня немножко вокал было плохо слышно, а вообще звук на уровне, но это заведение в первую очередь ценно не столько звуком, а общей какой-то атмосферой и отношением администрации, хозяев заведения к музыкантам и зрителям. Таких заведений не много. На мой взгляд, вот такая душевная, домашняя атмосфера в Москве именно в «Бульдоге» и в «Археологии».

Корр.: Планируются ли коллаборации с другими авторами-исполнителями или группами?

И. Ч.: Собираемся поучаствовать в трибьюте Ольги Горпенко — Володя Перцев предложил, и многие музыканты хотят поучаствовать. Собираемся давно, но начать никак не можем. Других пока не планируется коллабораций.

Корр.: Песни для «Дисфории» сочиняете вы?

И. Ч.: Да, большинство песен мои, но некоторые песни, та же «Абстиненция», например, — это песня Оли Горпенко, нашей подруги, выдающейся поэтессы психоделического андерграунда, которая трагически погибла в 2010 году. Мы играем целый ряд ее песен и играли их при ее жизни, иногда даже вместе. Сейчас они уже живут отдельной жизнью. Почти ежегодно, летом, мы проводим фестиваль памяти Ольги, чаще всего в «Археологии», где исполняются эти песни. Большинство песен мои, да, некоторые есть в соавторстве с тогдашними участниками «Атропинового кролика», много очень песен старых: конца 80-х — начала 90-х.

Владимир Перцев: всю ночь в 88-м году снимал копию концерта Башлачева, чтобы спасти ее от ментов

[Справка: Владимир Перцев — старейший организатор квартирников в Москве, с конца 80-х годов в своей квартире на «Коломенской» проводит и записывает на 12-канальный пульт концерты. Обладает множеством уникальных записей квартирников]

Корр.: Мы брали у тебя интервью для «Пантеона Андеграунда» году в 2014—2015. Что произошло с того времени?

В. П.: Самое главное — жена, с кем я все эти 37 лет делал квартирники, ее не стало. Сейчас пытаюсь один… Но у меня появился друг хороший, мы с ним сейчас работаем.

Корр.: Алексей Викторович К.?

В. П.: Да. Хороший дружок, очень близкий, сам музыкант. Он мало известен. По профессии он адвокат, поэтому все законы он знает и у нас все чисто. Делаем концерты, все то же самое, ничего не изменилось.

Корр.: У тебя поменялся пульт, ты говорил? Сам покупал?

В. П.: Ну, пульт, да. Сам. Тот у меня наверху стоит, нужно отдать его делать, чистить.

Корр.: Вот ты так же все концерты записываешь и потом они у тебя на кассетах?

В. П.: На кассетах и на дисках теперь. Много дисков вышло. Алексей — продюсер, мы с ним 5 лет уже как работаем. Кстати, через три месяца будет концерт, он будет приурочен к 5-летию нашей трудовой деятельности (прим. ред.: издательство дисков). Как продюсер он появился тогда, 5 лет назад, а как друг — он еще раньше намного, мы еще ничего не планировали.

Корр.: Скажи, вот у тебя есть коллекция кассет: есть какие-то раритетные, самые уникальные, чего нет больше нигде?

 В. П.: Три катушки есть, это 1988 год, концерт памяти Башлачева в Лужниках. Этого вот нигде нет.

Корр.: У тебя просили оцифровывать эту запись?

В. П.: Все сделано, я сам все сделал. С бобинки, с Akai все записал.

Корр.: Но это все в интернет выложено?

В. П.: Нет, конечно. Зачем? Пожалуйста: мы готовы фирме за 50 тысяч отдать эти оригиналы.

Был такой Егор, Егоров его звали, который на станции метро «Речной вокзал» устраивал свои квартирники, там Шевчук и Наумов выступали как-то, мы с женой еще в те годы ходили на такие мероприятия. И он мне позвонил и говорит: «Мы записали в Лужниках концерт, где там эксцессы всякие были. Ты сам нигде не засвеченный, сними копию и все. А то менты приедут и размагнитят ее». Что они и сделали, кстати говоря. И я успел: всю ночь там писал, на работу еще надо было выйти — труды были неимоверные. Вот с тех пор есть эта запись, она практически никогда не издавалась (прим. ред.: по просьбе фанатов было сделало несколько копий). Я пытался на «Мороз Рекордз» издать — они мне говорят: да ты возьми разрешение у всех, кто участвовал… Как я у Наумова возьму, к примеру? Наумов — ладно. Как я у Градского возьму?

Ну теперь, спустя уже 35 лет, это уже невозможно. Цоя нет, Градского нет — что делать то? «Нате!» тоже нет, но запись эта есть.

Корр.: Кто у тебя будет осенью? Летом, я так понимаю, ты не будешь ничего делать.

В. П.: Нет, нет, летом по зрителям это ноль. В мае — «ДК» (прим. ред.: 28 мая 2023 года планировался концерт Виктора Клемешева, вокалиста «Веселых картинок» и «ДК», но за 8 дней до мероприятия он скончался), значит, будет. Потом скорее всего в сентябре будет Сергей Рыженко и в октябре как раз концерт Сергея Попова. Ну и, возможно, «Отряд Джона в окружении», только сегодня об этом договорились, я давно хотел выйти на них.

Корр.: Тебе звонят старые друзья, музыканты, которые у тебя давно не выступали?

В. П.: Звонят и периодически приходят. Паша Морозов, например, Азат очень часто бывает у меня, гитарист Ника Рок-н-ролла.

Корр.: Кого ты пришел сегодня послушать?

В. П.: На «Дисфорию», и нужно было диски отдать авторские, которые мы издали уже давным-давно.

Дездемон Сидоров: Вообще, весь панк-рок — это такой большой прикол

[Справка: рок-бард, сейчас живет в Смоленске]

Корр.: Привет! Значит, ты сегодня организатор и ведущий концерта «Большой бадабумс». Почему ты его так назвал?

Д. С.: Ой, да просто в голову пришло, и все. Потому что «Весенний рок» в баре «Бульдог» был, зимний был, осенний был, а вот «Большого бадабумса» не было.

Мы уже третий год проводим здесь мероприятия. «Акулий жыр» выступал у нас, «Дисфория» и все ребята — дружеский междусобойчик. На этих концертах выступают друзья, а не какие-то случайные участники.

Сейчас делаю в основном свои концерты — в чужих не принимаю участия. Все на данный момент завязано на своей тусовке, которая в Смоленске. Еще с Алексеем из группы «Карамазов Драмс» делаем концерты.

Корр.: К сожалению, часто на мероприятиях ведущего нет. То есть организатор есть, и он все отдает на откуп самим музыкантам, не ведет при этом концерт, не объявляет музыкантов, перерывы и так далее. Но ты это делаешь.

Д. С.: Ну это дело лично каждого. Меня прикалывает, ну тем более это друзья, все по дружбе. Если Леха ведет концерт — «Волос» из «Карамазов Драмс», — он объявляет, а здесь, в Москве, — я. Все это так — по приколу, не более того.

Вообще, весь панк-рок — это прикол такой большой, к нему серьезно относиться не надо (с улыбкой). Некоторые делают умные лица… Нет, это все такая игра.

Корр.: У тебя недавно вышел клип на песню «Апокалипсис сегодня». Расскажи о нем.

Д. С.: Да, я выбираю небольшие фрагменты из фильмов и вставляю в свои песни. Причем мы эту песню в концертную программу еще не включили, она только в сети есть. Мы вообще только начали добавлять новые песни, и с новым звучанием: баян, виолончель и гитара добавились. Супруга — на баяне.

Корр.: Есть какое-нибудь сотрудничество с «Карамазовыми»?

Д. С.: Мы все пытаемся что-то сделать, скорее всего в будущем что-то будет. Мы джемуем с ним, можно сказать, по гаражу там носимся с этими гитарами, поем песни друг другу. Когда-нибудь дойдет, наверное, и до совместного творчества.

Корр.: А с Михаилом Давыдовым (прим. ред.: лидер смоленской группы «С коленями как у птицы») вы общаетесь?

Д. С.: Мы встречаемся на концертах в Смоленске. Да это же все одна компания. Я бы с удовольствием с ним что-то сделал, просто у них какая-то психоделическая волна.

Корр.: Сейчас конец апреля, скажи: в мае ты будешь проводить мероприятия?

Д. С.: До сентября ничего не будет больше, а в сентябре будет сольник — в день рождения моего. Потом мы будем делать концерт, как издадим книгу Джонни Хлеба, поэта и друга.

Корр.: Совсем недавно в Смоленске у тебя Шляппер брал интервью про Хлеба. Как все прошло?

Д. С.: Ой… да… Шляппер — это брат (смеется), я на него не обижаюсь. Он такой чудак, но он очень добрый. Интервью прошло нормально: вышли в парк и поснимали, я рассказал, не подготавливаясь. Про Хлеба говорить всегда легко, потому что он близкий. Ну как-то в прошедшем времени я не могу до сих пор о нем говорить…

Алексей Антонюшенков: мы досюда час добирались — кошмар какой-то!

[Справка: Алексей Антонюшенков, лидер смоленской группы «Карамазов Драмс»]

Корр.: Ты приехал с постоянным составом?

А. А.: Сейчас да.

Корр.: У вас был какой-то музыкант в составе, который поменялся?

А. А.: Баяна у нас теперь нет, вместо него саксофон.

Корр.: А супругу Дездемона если позаимствовать?

А. А.: Да нет, ну зачем — они сами играют.

Корр.: Как вам вообще концерт?

А. А.: Да ничего, душевно, вот понравилась «Дисфория» — оригинально так, первый раз слышал. Так-то слышал записи, но вживую гораздо интереснее.

Корр.: Скажи, как ты познакомился с Дездемоном?

А. А.: Как-то в Смоленске он появился, и я познакомился.

Корр.: Вы уже не первый раз выступаете в Москве?

А. А.: С Дездемоном первый. Мы давно были в Москве, точно не помню, году в 2010—2012, может. Как-то та тусовка затихла, а сейчас Дездемон тут мутит шляпы. Саня Аронов приглашал иногда, но мы физически не могли приехать. Ну а сейчас вот выбрались, интересно.

Корр.: Как вы подготавливали программу для этого выступления? Она у вас такая большая, даже у «Дисфории» меньше!

А. А.: Ну не сильно большая — 12 песен спели, как-то выбрали по наитию.

Корр.: У вас стандартный набор песен или вы как-то подбираете?

А. А.: От помещения зависит.

Корр.: Вы же не знали, какой бар, какое место сегодня будет.

А. А.: Ну да, мы и не играли сильно забойных песен таких.

Корр.: Ты ведь сам организуешь концерты в Смоленске …

А. А.: Я как в клубе работаю, так и организовываю. Иногда есть такие концерты, которые сами для себя делаю. Да по-разному. Концерты — это не проблема сегодня организовать.

Корр.: А ты сам отбираешь заявки?

А. А.: Ну как заявки?.. С кем играю — сам отбираю, а так — я же не фестиваль какой-то устраиваю, когда-то было такое, а сейчас увы…

Да, пишут нам люди с предложением выступить, но у нас в Смоленске саппорта нету, чтобы кого-то там сильно приглашать. Допустим, есть группа, играет блюз, а кого с ними поставить? Ну не поставишь же блюз и рокабилли? Ну это хотя бы можно, ну ты понимаешь, о чем я говорю? Что сейчас больше модна другая музыка, а таких вот практически мало стало…

Корр.: Что вам больше нравится в Москве?

А. А.: Смоленск (смеется). Не знаю, что мне в Москве нравится… Когда приехал первый раз в детстве, удивило метро, конечно, Красная площадь понравилась. Прикольно, город чистый, я смотрю.

Но зато напрягает, что все большое: мы до сюда час добирались — кошмар какой-то!

Игорь «Сухой» Сухоруков: «В музыкальных хипповских я “Сухой” всегда был, потому что сухим из воды выходил»

[Справка: художник-аниматор, друг Виктора Клемешева, Евгения Морозова, Дмитрия Яншина, Игоря Белова, Олега Андреева (участников группы «Веселые картинки», «ДК»);]

Корр.: Расскажите о себе немного.

И. С.: Ну что рассказать? Сейчас я инвалид по зрению. В прошлом учитель черчения и изобразительного искусства, впоследствии ушел в анимацию, где и потерял последнее зрение. Ну непонятно, от чего оно потерялось: то ли от изобилия наркотиков, которые я в серьезных количествах принимал… Ох, какие наркотики, не то что сейчас! Все было настоящее! Сам ездил на дербан в 87-м году по Казанской железной дороге, порядка 30 килограммов анаши… Вот, ну и когда приехал уже на вокзал, смотрю: все на меня смотрят. Что такое, думаю. А у меня тележка была немецкая, на колесиках, а тогда ни у кого не было такой… А я укуренный. А все смотрят и смотрят. Сейчас-то я уже как более 25 лет в завязке, меня сам отец Герман в Сергиевой Лавре три часа отчитывал…

Судьба пестренькая, ну с хиппами познакомился давненько, вот в 85-м году — с небезызвестными «Веселыми картинками», дочерней группой «ДК». То есть Дима Яншин там отвалил и основал свою группу «Веселые картинки»… Вы представляете, в «ДК» вокалист был тогда не Игорь Белов, а офигенный Андрей Ганшин (прим. ред.: но как утверждает Сергей Жариков, Ганшин никогда не был членом группы «ДК», однако на концерте 86-го года в Измайлове он пел, поскольку «очень хотел этого»), такой известный хиппи был в Москве, да. Убили, к сожалению. Он был тогда в союзном розыске из-за побега из Белых Столбов, поэтому я его ребенка принимал на свой паспорт. Андерграунд настоящий был! Вот он меня и послал на этот дербан за тридцаточкой кг.

После смерти Димы Яншина я аккомпанировал Вите Клемешеву и Сергею Летове на трех концертах в «Икре», у Владимира Перцева в 2007 году и у Костырева в 2010 году.

 Ну вот. А потом анимация — я рисовал здорово, три фильма на Disney Channel вышли. Рисовались в Москве.

Корр.: Помню, была студия «Шар»…

И. С.: Студия «Классика», знаем мы тот «Шар»… Я свой мультипликационный фильм пытаюсь сейчас запустить — на английского поэта Уолтера Де ла Мара, мой друг его откопал. У меня вот дар божий, который я успешно зарываю. Взял сегодня гитарку — авось в переходике, может быть, что-нибудь надыбаю, дабы покушать.

Корр.: Ваш фильм уже готов или на стадии монтажа?

И. С.: Готов, его осталось только сфазовать, для этого нужны аниматоры. Мне один предлагает — один из лучших аниматоров в Москве — Андрюша Парыгин, а я не могу: ну что он будет, бедный, на кухне там пыхтеть? У него вторая дочь, что ли, родилась, а мне нечем платить. И поэтому я не могу на это пойти. У меня фильм, конечно, на первом месте. Я нашел три песенки, где есть король. Там про пьющего короля, который пребывает в грезах своих, и в таких, что мама не горюй! Вот сейчас Витя Клемешев приедет, и мы отыграем концерт. Все будет отлично! Я, в общем-то, очень хорошо все смастерил. Фильм точно ждет удача.