Александр Ситковецкий — Its A Long Story (Бослен, 2023)

Книгу, по альбомному увесистую и красивую, отлично изданную и стильно оформленную написал гитарист-виртуоз, лидер легендарных групп «Автограф» и «Високосное лето» Александр Ситковецкий. Его авторитет в отечественном рок-мире абсолютен, а «Автограф» — проект уникальный и противоречивый. От противоречий и аберрации времен автора спасает старинная тетрадка. У него сохранились записи о происходившем, причем концерты даже пронумерованы — все ходы записаны (с), информация точна.
Энергия и синергия – так определяется первая запись Автографа, сделанная после тбилисского рок- фестиваля 80 года. Эта прог-синергия развивалась в разных направлениях – и музыкальных, и социальных. Ситковецкий постепенно расписывается, текст книги становится расслабленным. Сплетение ироничности и профессиональных подробностей создает особую атмосферу. Остро звучит рассказ про первые концерты во Дворце Спорта — сверхуспешные гастроли в Киеве. Описаны и другие памятные шоу, крупнейшие события времени. Например, юбилейный концерт в Москве в «Олимпийском», в 2005 году, День независимости США 4 июля 1987 года в Измайлове на стадионе Института физкультуры, концерты в Париже, Индии, в Находке и Пензе. Выделяется презентация сюиты «Век No 20», когда семь предпремьерных концертов прошли без привычных оваций, причем, никто тогда не считал это неудачей! Просто, программв была очень серьёзной — такие были времена, нравы и нормы.
И всё это описывается со стоическим отношением к апокрифическим советским проблемам. Про тяготы и смех сквозь слезы гастрольного быта говорится немало, но никто не отказывался от этой доли – было в ней то, чего музыкантам хотелось. Есть даже рассказ даже про поездку без сопровождения сотрудника известного Комитета, про которых красочно рассказывают многие музыканты. Показательно, что никаких особых чудес и приключений в рассказе о гастролях нет, «просто» — все там было уникально и удивительно. «Автографу» многое позволялось и они были достойны этого. Музыканты попали во времена смены эпох, в нерв своего времени и играли музыку, которая стала самой интересной — на десятилетия вперед. А потом оказались в числе тех, кого приняли из подпольщиков в ряды «советских артистов» — и их это абсолютно не испортило. Группа отказывалась от участия в «Голубом Огоньке» и от зарубежных гастролей, впервые, кстати, в истории советской музыки, так как не разрешали выезд барабанщику.
У Сита совершенно адекватный, без иллюзий, взгляд на номенклатурные и околосценические игры того времени – сказывается происхождение из музыкальной семьи. Автор критичен к коллегам и к жизненным обстоятельствам. Он охотно говорит о себе в третьем лице, рассказывает про интуитивно принятые решения и про жесткую организацию работы немалого коллектива людей — перечисляет рабочих сцены и тех, кто отвечает за звук свет и сложной, передовой техники. Это отдельная тема – постепенное и неуклонное замещение собственной аппаратуры государственной, которое началось в 1983-м. Александр, говоря об аппаратуре, не забывает неоднократно подчеркнуть, что «ни у кого из групп, в то время, ничего похожего не было». Некоторый снобизм тут и очевиден, и, парадоксально уместен. В том, что «Автограф», если не главная группа нашей рок-сцены, то одна из таковых – сомневаться в этом, в итоге, не приходится.