Антология Христианского Рока в России (Мессия, 2LP, 1994)

Двойной альбом, воспринимаемый, как артефакт эпохи, в 90-х обозначал линию духовного фронта. Большинство, наверное, уже и не знает, что рок-цивилизация когда-то говорила и спорила о религии, что наш рок бывал и таким. Теперь это глубокая альтернатива, мир «купи-продай» отвык от рок-музыки заинтересованной, взволнованной, и серьезной.

Христианская музыка звучит у рокеров и сейчас, вспоминаем «Душеполезные песни на каждый день» — совместный альбом Андрея Котова, Сергея Старостина, Владимира Волкова и группы «АукцЫон», псалмы записывали Леонид Фёдоров и Галина Босая, неувядает рок-опера Алексея Рьбникова  «Юнона м Авось». Приведенные на альбоме музыканты старались сделать красиво, благолепно и возможно, это не плюс – как ни странно. Христос же бывал разный и обстоятельства у него были разные. И от «рок-христианства» ждёшь рваной и страдающей музыки, тревожной и беспокойной, несдающейся и непримиримой, даже, может быть, жертвенной. Напряжение по ходу трек-листа всё же растёт. Последовательность названия стон – Любовь/ Аллилуйя/ Голгофа/ Плач по Христу, альбом уходит в самообвинение и самобичевание, что вполне соответствует чувствованию русского рока. При этом из эсхатологии и смирения прорываются, как всполохи пламени, гордыня и яканье. Но пусть — странно было бы, если бы молодые люди 90-х всей гурьбой оказались бы агнцами и монахами Пересветами.

Альбом был реальным шагом вперед относительно творившегося и творящегося на аренах и манежах. В нём нет пошлости и глупости, но есть грусть и скорее обвинение реальности, чем прощение, полагающееся, вроде бы, по церковной традиции. Тут нет экстремальности, но и чего-то сознательно упрощенного и облегченного тоже нет. Сопроводительный текст писал священник Всеволод Чаплин, но он говорит не о музыке, а о том, может ли рок сочетаться с религией. Такие же мысли вызывает и картина Дали на обложке. Мы по-прежнему не знаем ответ на этот вопрос, а значит, тема актуальна.

Начать разговор про содержание нужно с некогда задержанного по обвинению в намерении перейти финскую границу лидера проекта «Трубный зов» Валерия Баринова. Трек «Вы убили Его» — перезапись 1992 г. — логично становится пиком происходящего на альбоме. У рокеров же христиан в 90-е проблемы были несколько иные. Второй пик альбома — «Тупые». Эта группа наделала немало шороху в московской рок-тусовке. В ней выступали известные люди, вспоминают, например, Авдотью Смирнову. У команды — от названия до стиля, непросто провести границу между стёбом и драмой — музыканты отлично справились с ролью рок-юродивых. Фрагмент знаменитого стандарта «St.Jamеs Informery» демонстрирует музыкальную искушенность Олега Степурко и группы «Тропарь» с солисткой Л. Ульяновой. Они исполняю «Пускай твои закрылись очи» — арию из музыкального спектакля «Царь Иудейский» по драме Великого Князя Константина Романова и музыкально это, пожалуй, лучший трек на альбоме. Спокойно трагичны группа «Галактическая федерация», которая показывает, что религиозный рок красив, даже когда поётся «Человек виновен ты!» и Николай Парфенюк с треком «Ангел мой» — позитивный финал альбома констатирует, что такие разговоры надо заканчивать мыслью — должен наступить мир и свет.

Двойной альбом, воспринимаемый, как артефакт эпохи, в 90-х обозначал линию духовного фронта. Большинство, наверное, уже и не знает, что рок-цивилизация когда-то говорила и спорила о религии, что наш рок бывал и таким. Теперь это глубокая альтернатива, мир «купи-продай» отвык от рок-музыки заинтересованной, взволнованной, и серьезной.

Христианская музыка звучит у рокеров и сейчас, вспоминаем «Душеполезные песни на каждый день» — совместный альбом Андрея Котова, Сергея Старостина, Владимира Волкова и группы «АукцЫон», псалмы записывали Леонид Фёдоров и Галина Босая, неувядает рок-опера Алексея Рьбникова  «Юнона м Авось». Приведенные на альбоме музыканты старались сделать красиво, благолепно и возможно, это не плюс – как ни странно. Христос же бывал разный и обстоятельства у него были разные. И от «рок-христианства» ждёшь рваной и страдающей музыки, тревожной и беспокойной, несдающейся и непримиримой, даже, может быть, жертвенной. Напряжение по ходу трек-листа всё же растёт. Последовательность названия стон – Любовь/ Аллилуйя/ Голгофа/ Плач по Христу, альбом уходит в самообвинение и самобичевание, что вполне соответствует чувствованию русского рока. При этом из эсхатологии и смирения прорываются, как всполохи пламени, гордыня и яканье. Но пусть — странно было бы, если бы молодые люди 90-х всей гурьбой оказались бы агнцами и монахами Пересветами.

Альбом был реальным шагом вперед относительно творившегося и творящегося на аренах и манежах. В нём нет пошлости и глупости, но есть грусть и скорее обвинение реальности, чем прощение, полагающееся, вроде бы, по церковной традиции. Тут нет экстремальности, но и чего-то сознательно упрощенного и облегченного тоже нет. Сопроводительный текст писал священник Всеволод Чаплин, но он говорит не о музыке, а о том, может ли рок сочетаться с религией. Такие же мысли вызывает и картина Дали на обложке. Мы по-прежнему не знаем ответ на этот вопрос, а значит, тема актуальна.

Начать разговор про содержание нужно с некогда задержанного по обвинению в намерении перейти финскую границу лидера проекта «Трубный зов» Валерия Баринова. Трек «Вы убили Его» — перезапись 1992 г. — логично становится пиком происходящего на альбоме. У рокеров же христиан в 90-е проблемы были несколько иные. Второй пик альбома — «Тупые». Эта группа наделала немало шороху в московской рок-тусовке. В ней выступали известные люди, вспоминают, например, Авдотью Смирнову. У команды — от названия до стиля, непросто провести границу между стёбом и драмой — музыканты отлично справились с ролью рок-юродивых. Фрагмент знаменитого стандарта «St.Jamеs Informery» демонстрирует музыкальную искушенность Олега Степурко и группы «Тропарь» с солисткой Л. Ульяновой. Они исполняю «Пускай твои закрылись очи» — арию из музыкального спектакля «Царь Иудейский» по драме Великого Князя Константина Романова и музыкально это, пожалуй, лучший трек на альбоме. Спокойно трагичны группа «Галактическая федерация», которая показывает, что религиозный рок красив, даже когда поётся «Человек виновен ты!» и Николай Парфенюк с треком «Ангел мой» — позитивный финал альбома констатирует, что такие разговоры надо заканчивать мыслью — должен наступить мир и свет.