Отметим джазом 21 сентября – день рождения Сергея Есенина! Серия альбомов, в которых российские джазмены импровизируют с международными звёздами, взяв зв основу романсы на стихи великого русского поэта – открытие джаза в глубину России и русской поэзии в душу джаза. Развивавшийся совсем рядом проект при внимательном рассмотрении оказался и творческим, и душевным.
Есенин Jazz Feelin’s & Boris Savoldelli (Butman Music, 2015)
Жил Есенин во вполне джазовую эру и поведением отличался отменно-контркультурным, да и что такое ритм и импровиизация знал непонаслышке. Проект рязанской группы Feelin’s, итальянского вокалиста Бориса Саволделли и Московского государственного музея С.А.Есенина можно поздравить с удачно выбранной эстетикой. В составе группы Геннадий Филин — клавишные, руководитель и аранжировщик, Сергей Долгишев — саксофон, Вячеслав Сергеев — барабаны, Константин Панкратов — бас. Борис Саволделли — лучший джазовый вокалист по версии итальянского журнала Mag Jazz.
Первый альбом отдан итальянскому вокалисту, и он показывает себя с лучшей стороны – на рвзных, причём, языках. О качестве перевода есенинских строк на язык Данте и Челентано судить не будем, но воспитанный веками вокальный артистизм и экстравертность делают исполнение Саволделли уместным и оригинальным. Версии звучат иногда неожиданно, но, оставаются в рамках поп-мелодичности. Борис охотно переходит на скет-импровизации, что Есенин, думается, одобрил бы – поэта в этом качестве представить нетрудно. Музыка звучит отдыхающе, вечерне, но не как скучная филармония, выделим live-исполнение «Не жалею, не зову, не плачу» (2015) с соло Игоря Бутмана.
В мелодичности итальянского языка сомнений быть не может, но и у нас есть точное выражение и «нашей» мелодичности – поэзия Есенина. Мы, несмотря на ироничные мнения гостей, убеждены в том, что наш язык мелодичен, как, впрочем, и все другие народы. Хотя и для иронии место находится, когда, например, с акцентом звучит радовавшее со школьных лет «…в шушуне…», да ещё и с явным удовольствием повторяется несколько раз…
Ирония тут оказывается не очень стойкой – проект стилен и романтичен. Разумная гармония эстетского поп-мира, чувственного кабака и невыразимой трагичности, которых не отнять и у творчества поэта, и у итальянской культуры с мастерством и професисонализмом джазменов, создаёт «тот самый» – волшебный джазовый мир, который «белая» цивилизация десятилетиями не может нащупать, светло завидуя основателям стиля и жанра. Тут это – пусть на миг, на альбом, но удаётся.
Есенин Jazz Feelin’s Band vol..2 (Butman Music, 2016)
Второй альбом продолжает мелодическую традицию первого, некоторые лучшие мелодии предлагает в новых версиях. Он гораздо более «международен», пёстр и логично – не так един стилистически. Сначала Игорь Бутман продолжает эстетику первого диска, играя в начале второго альбома финальную вещь первого – «Над окошком месяц» и делает её джазовым хитом. Далее, уже без Бутмана, звучит «Не жалею, не зову, не плачу», теперь на английском, играют обладатель премии «Грэмми» саксофонист Билл Эванс с участвовавшей и в первом альбоме Оксаной Алёшиной, она тут оказывается супер соло-вокалисткой. Бельгийский саксофонист Франк Ваганэ делает «Отговорила роща золотая» с участием Бориса Саволделли. Из вариантов «Клён твы мой опавгший» можно выбирать – или согласиться на то, что они хороши – и у участника оркестра Эллингтона тромбониста Стэффорда Хантера и у прочувствованной певицы Майи Азусены. Нью-йоркский вокалист и трубач Бенни Бенак с Алексеем Кузнецовым делают «Письмо матери». В финале Борис Саволделли исполняет акапельный номер «Жизнь – обман с чарующей тоскою», используя запись голоса самого поэта. Знаменитый трубач Валерий Пономарев-соло радует темой «О рязанских женщинах». А знаковая для ансамбля тема «Feelin’s» исполняется с участием многих звёзд.
{youtube}MiJ7y1pvrqc{/youtube}
Есенин, его образ, конечно и естественно, повлиял на запись. Мелодичность альбомов ожидаема и прекрасна, все тут не торопятся и все попадают. Чувствуя родную музыкальную ткань, музыканты собираютсся и раскрепощаются одновременно. То, что эта музыка нашим музыкантам известна – с детства, подсознательно, даёт новую особую степень свободы, а гости видимо радуются такой открытости хозяев и поддерживают её. Это чувство близко к тому, как формировался на другом континенте классический джазовый репертуар.
На одноименном фестивале «Есенин Jazz. Ryazan Jazz Festival» в этом году выступили джазмены из разных городов России, участвовал и Алексей Алексеевич Кузнецов, и Саволделли. Проект уже представлен в Бельгии и Германии, развитие ситуации предсказывать не будем – постучим по дереву. Поэт поступил бы, возможно, так же.
Comments are closed