Второго октября 2011 года экипаж журнала Контрабанда в составе Алексея Караковского, Натальи Караковской и Макса Вайнберга посетил Ясную Поляну. На следующий день в Москве должны были объявить лауреатов литературной премии “Ясная поляна”, и нам хотелось посмотреть на музей (соучредителя премии) заранее.
Для поездки мы выбрали на редкость неудачный день. Всю дорогу от Москвы до Ясной Поляны шёл проливной дождь. Небо, затянутое чёрными тучами, низко нависшими над дорогой, не обещало ни одного красочного осеннего снимка. На обочинах слякоть, в душе – уныние. Сердца путников согревали только мысли о припасённых бутербродах с колбаской и сыром, да о термосе с крепким, заваренным в турке кофе.
Поскольку у водителя от природы сильно развита любовь к технике, экипажу прокладывал дорогу навигатор, в результате чего мы пару раз пропустили поворот и упёрлись в стену непонимания (в частности, в Косогорский металлургический завод). Штурман громко делал замечания водителю и навигатору. Последнему, впрочем, это было безразлично. В конечном счёте, мы свернули по указателю к Ясной Поляне.
Парковка возле музея выглядела крайне живописно. Да и дождь прекратился, как по указу Президента. А мы было уже приготовились снимать со штатива, под зонтом, через полиэтиленовый пакет и в перчатках, чтобы руки не мёрзли от длинных выдержек, а оптика не потела. Слава Богу – пригодились только перчатки.
Приобретя крайне дешёвые билеты (дорого обходятся только экскурсии) в кассе у входа, мы ступили на священную землю.
Большой пруд встретил нас тёмной водой и опавшими жёлтыми листьями, печально дрейфующими по водной глади. Не штормило. Очень хотелось съесть припасы, от холода аппетит разыгрался не на шутку.
Мы доползли до ближайшей лавочки возле купальни и съели почти всё, что у нас было, опасливо озираясь и поглядывая с подозрением на гуляющих, жадно сверлящих нас голодными глазками. Кофе был прекрасен и горяч. Вайнберг сделал первые кадры. Караковская поленилась… Пора было и делом заняться. И пошли мы в глубь парка, по дороге встречая странные избушки вроде этой.
Пахло палой листвой.
За лето отвыкаешь от чавканья под ногами, идёшь с осторожностью, как по льду. Удивилась я, почему песком не посыпали или щебёнкой мелкой? Ведь культовое место, вроде бы. И экскурсии не дешёвые. Ну, ладно, возможно, в заповедных местах всё должно быть достоверно. Не будем излишне придираться. Собственно дом Толстого оказался очень белым и очень “правильным”, без особых архитектурных изысков. Разве что балкон приятно порадовал резьбой.
Почему-то дом вызвал у меня ассоциацию с госпиталем. Видимо, детство, частично проведённое у мамы на работе в районной больнице таким образом напомнило о себе. Очень бойко щебетали китайские подростки, приехавшие на экскурсию.
Караковский с Вайнбергом тем временем радостно фотографировали какую-то кошку. Кстати, кошек в усадьбе полно.
Полагаю, что и грызунов там достаточно, поскольку все кошки выглядят крайне сытыми и довольными жизнью.
Возле дома, как водится, есть колодец. Не знаю, пользуются ли им, но вода там есть и мы даже устроили конкурс между фотоаппаратами. Canon выиграл. Вот этот кадр. Так сказать, колодезный автопортрет фотографа. Конечно, не блестящая работа, но учитывая глубину колодца и темень внутри – вполне достойно вышло.
От колодца, за углом дома нам открылась прекрасная осенняя аллея. Мы стали дурачиться и фотографировать друг друга.
Теперь нам надо было дойти до могилы великого писателя. По пути нам открывались чудесные виды, многие из которых руки так и чесались сфотографировать: конюшня. дом Волконского, кучерская, сеновал. Меня больше притягивали овражки и построенные на их склонах домики.
Удивительным образом ведут себя люди в этом месте. Как на базаре: кричат, ругаются матом, обсуждают соседей. Видимо, специально для таких шумных товарищей вблизи могилы установлен указатель с надписью “зона тишины”.
И через несколько метров другой указатель, напоминающий нам, где мы находимся.
Могила Льва Николаевича поразила нас. Холмик, заросший травой, выложенный цветами по периметру. И тишина. Удивительный эффект. По-настоящему великие люди не нуждаются в гигантских мраморных надгробиях ибо и без них, не зарастёт тропа…
Пора возвращаться к машине, уже часа четыре, а нам ещё хотелось попасть в Тарусу. На обратном пути Караковский развлекал нас рассказами о местах, куда мы обязательно должны поехать. Стало совсем уже холодно и сыро. Мы встречали местных жителей. Одного из них зовут Гегемон. Он очень скромный и камеры стеснялся.
Китайские подростки ушли из-под красного дерева и теперь его можно было сфотографировать.
Последний взгляд на большой пруд, и наше путешествие подошло к концу.
Вот по этой дорожке мы отправились дальше, к новой цели нашего путешествия.
Наталья КАРАКОВСКАЯ, фотографии автора
Количество ДТП в горде пыть-ях увеличивается с каждым годом. Это говорит о том, что жители города относятся к правилам ДТП халатно.
Comments are closed